Статьи

8 часто задаваемых вопросов о выборе профессии

14.06.2018
1. В КАКОМ ВОЗРАСТЕ ЗАНИМАТЬСЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЕЙ?

На этапе предыгры (возраст до 4 лет), согласно психологу и психофизиологу Евгению Александровичу Климову ребёнок овладевает необходимыми навыками и когнитивными способностями, которые станут его базой для взаимодействия с миром в будущем. И именно в этот период уже можно понять деятельностные приоритеты ребёнка.

2. ТАК ЧТО, ПОСЛЕ 4 ЛЕТ УЖЕ ПОЗДНО?

Нет, не поздно. Профориентация рассчитана не на один год, работа в этом направлении должна быть на постоянной основе. Начиная с 5 класса особенно важно заниматься как можно более обширным спектром практических занятий. Успешный свободный выбор молодой человек сможет сделать только после того, как «примерит» на себя самые разные варианты. 

3. ПОМОГАЮТ ЛИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЕ ТЕСТЫ?

Сложный вопрос. Нельзя делать окончательный выбор основываясь только на результатах теста. Результаты тестов могут не совпадать с реальностью, поскольку формулировка вопросов зачастую достаточно абстрактна. Кроме того, тестируемый должен уметь прогнозировать, ставить себя на другое место, оценивать себя со стороны. Такие способности есть далеко не у каждого, и нужно учитывать это при интерпретации результатов. Сделать это может только квалифицированный психолог.

Это не значит, что от тестов необходимо полностью отказаться. Если пройти хороший достоверный тест, совмещая с консультацией или с тематической ролевой игрой, эффект будет гораздо больше.

4. КАКИЕ ФОРМАТЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫ?

Каждый с лёгкостью назовёт несколько форматов профориентации, через которые, возможно, он и сам когда-то проходил: например, стажировка точно знакома всем. Но этот формат подходит уже более-менее определившимся с выбором людям.

Для детей и подростков есть свои форматы:

  • Профессиональная проба это возможность познакомится с многообразием профессий и получить представления о тонкостях разных видах специальностей, попробовать себя в той или иной сфере профессиональной деятельности.
  • Лекции, встречи и мастер-классы с практикующими профессионалами. Как правило, это короткий и не самый регулярный вид активности. Зато он позволяет поговорить с людьми, которые уже работают в интересующей сфере.
  • Экскурсии в реальные организации. Тоже нерегулярный формат. Зато в выбранной компании можно провести целый день, погрузиться в атмосферу и поговорить уже со многими людьми.
  • Свободный год. Это годовой перерыв после школы, во время которого ребёнок пробует различные виды деятельности чтобы понять себя, свои желания, познакомиться с интересными людьми.

5. КАК РЕБЕНОК СМОЖЕТ САМОСТОЯТЕЛЬНО ОЦЕНИТЬ СВОЙ ВЫБОР?

Для осознания выбора необходима способность к рефлексии. Это сложный навык, но стимулировать его достаточно просто: достаточно говорить с ребёнком не с позиции нравоучений, а задавая мягкие наводящие вопросы, подстёгивая ребёнка к собственным выводам. Такой подход направлен на развитие личности и уровня ответственности за самого себя.

Ребёнку следует давать возможность пробовать — ровно столько, сколько нужно. Многое он может бросить, потеряв интерес, а что-то может увлечь его с головой. Периоды глубокого увлечения могут занимать несколько лет или несколько дней — не стоит удивляться.

Самое главное — оставить свободу. Насилие не даёт положительного результата, поэтому лучше давать ребёнку шанс пробовать и не бояться провала — это хорошая школа жизни.

6. КАК РОДИТЕЛЯМ ПРАВИЛЬНО ОЦЕНИТЬ ВЫБОР?

Родители должны соблюдать тонкую грань между жёстким напутствием и корректировкой курса своего ребёнка. Правильность выбора в этом случае является крайне субъективной категорией. Родителям стоит говорить с детьми, объясняя им свою точку зрения с рациональной позиции. Иллюстрировать личным опытом тоже необходимо, если вы не хотите, чтобы ребёнок допускал такие же ошибки.
Если у вас жуткая история провала, ребёнку стоит об этом знать. Если вы о чём-то жалеете, не бойтесь рассказать об этом.

7. ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ МОИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РАСХОДЯТСЯ С ПРЕДСТАВЛЕНИЕМ РЕБЁНКА?

Ваш ребёнок — другой человек, которому предстоит строить свою собственную жизнь. Ваши позиции по вопросу будущей работы могут отличаться, но гораздо важнее, чтобы ребенок самостоятельно определился с выбором.

8. ПРОФОРИЕНТАЦИЯ — ЭТО ДОЛГО?

Это навсегда. Профориентация может сопровождать человека годы и десятилетия. Никогда не поздно сменить вид деятельности, попробовать что-то иное. Профориентация может служить и флюгером желаний, и рулём, который повернёт вашу жизнь в нужную сторону. Просто делайте и не бойтесь.

По материалам https://newtonew.com/parenting/8-questions-on-prof-search