Статьи

Акселераторы и инкубаторы: что выбрать стартапу?

15.11.2019
Акселераторы и инкубаторы: что выбрать стартапу?

Перед тем, как мы начнем сравнение акселераторов и инкубаторов, необходимо сделать оговорку: они не конкуренты! Два этих механизма полезны для стартапов, но на разных этапах развития. Чтобы было проще, давайте проведем аналогию, представьте, что проект — это семя. Инкубатор поможет выбрать для проекта правильную почву, а также прорастить его. Акселератор же ускоряет превращение саженца в сильное дерево.

Начинающему стартапу более полезны инкубаторы. Перед тем как принять решение подать заявку в бизнес-инкубатор вы должны изучить их профиль, экспертов и успешные кейсы. Если же вы уже создали продукт, собрали команду, но поняли, что не можете в полной мере раскрыть собственный потенциал, а инвестиции при этом — далеко не все, что нужно для развития вашему проекту, лучше попытать свои силы в акселераторе.

Возможно, некоторым стартапам, в зависимости от специфики, стоит обратить внимание на другие формы поддержки — например, большие государственные технопарки (актуально для технологических проектов на поздних стадиях развития).

Итак, давайте подробнее рассмотрим определения инкубатора и акселератора.

Бизнес-инкубатор — организация, созданная для поддержки предпринимателей на ранней стадии их деятельности. Она предоставляет им помещение в аренду на льготных условиях, а также оказывает консультационные, бухгалтерские и юридические услуги. Крупнейшим бизнес-инкубатором и первым в своем роде является, например, американский IdeaLab, который помог таким проектам, как Picasa, Tickets.com и Ubermedia.com.

Бизнес-акселератор — программа интенсивного развития компаний через менторство, обучение, финансовую и экспертную поддержку в обмен на долю капитала компании. Сейчас в мире работают сотни акселераторов. Самые известные и «старые» из них — это американские Y Combinator (выпустил такие проекты, как Scribd, Reddit, Airbnb, Dropbox, Disqus), 500 Startups (Eat App, Udemy, RidePal) и Techstars (Bench, Digital Ocean, FullContact).

Помимо рассматриваемых инкубаторов и акселераторов существует множество механизмов поддержки проектов, которые помогают стартапам при различных обстоятельствах. Социальный или наукоемкий проект на ранней стадии может получить целевые гранты или государственные субсидии. Если стартап не нуждается в акселерации или инкубации, то есть возможность сразу обратиться напрямую к венчурному инвестору (бизнес-ангелу), который даст необходимые инвестиции для проекта.

Четыре отличия акселератора от инкубатора:

1.       Отборочный механизм.

 Многие акселераторы, в том числе и всемирно известный Startup Lab, предлагают инвестиции. Поэтому они практикуют довольно жесткий отбор стартапов. Как рассказывают организаторы Y Combinator, к ним, например, попадает менее 3% проектов, подавших заявку. В свою очередь, каждый акселератор имеет свою процедуру отбора.

Основные критерии отбора:

- знакомство с информацией о проекте (анкета, презентация, видео о проекте);

- внутренняя аналитика:

- оценка востребованности продукта и емкости потенциального спроса;

- гибкость и устойчивость продукта к меняющейся ситуации на рынке;

- бизнес-показатели компании;

- компетентность команды;

- встреча в офлайне и подписание документов.

Что касается сроков отбора, то в среднем анализ проектов, подавших заявку, составляет две—три недели. Но сама акселерационная программа привязана к жестким срокам — например, два раза в год. Поэтому после процедуры отбора стартапам придется еще подождать некоторое время.

С инкубаторами же все не так сложно: достаточно заполнить заявку, пройти интервью и подписать документы. Многие из них дают возможность платного участия (не на конкурсной основе, а по договору аренды), что еще больше упрощает процедуру. Такая опция имеется, например, в главном российском инкубаторе — ВШЭ, а по миру — в большинстве организаций подобного рода (Copernicus, Tech city tub2®, Accelerator London, Tech Nexus).

0.jpg

2.       Финансирование.

Большинство крупных и известных акселераторов инвестируют деньги в стартапы и дают какую-то ощутимую пользу (клиенты, супер эксперты, пилотные проекты). Если говорить о порядке сумм, то в мировой практике pre-seed инвестиции составляют $10–100 тыс., а в РФ этот показатель составляет 1–3 млн. рублей.

Pre-seed стадия — этап развития стартапа от возникновения идеи до запуска продукта в эксплуатацию. На этой стадии формируется команда, идет работа над прототипом, возможно, привлекаются первые инвестиции в виде займов от семьи-друзей и, если повезет, знакомых предпринимателей, бизнес-ангелов.

Что касается инкубаторов, то финансовая поддержка изначально не является их целью. В лучшем случае наиболее успешные проекты инкубатора будут рассмотрены инвестиционным комитетом.

3.jpg

3.       Образование, практические знания.

Инкубаторы ориентированы на разностороннее развитие с акцентом на специфику организатора.

Задача акселератора — точечное обучение, направленное на стремительный рост. В идеале за три месяца программы каждая команда получает интенсивный тренинг именно тех компетенций, которые ей больше всего необходимы в данный момент.

2.jpg

4.       Отчетность и контроль за стартапами, степень бюрократизации.

В акселераторах контроль более жесткий, так как на кону — деньги инвесторов. Инкубатор не рискует рублем, а потому и спрос с резидентов меньше.

Вне зависимости от того, куда стартап собирается подавать заявку — в акселератор или инкубатор, основатель должен понимать, зачем он это делает и точно ли ему это нужно. Эти механизмы не дают гарантий успеха, они лишь помогают стартапу. А чтобы помощь была эффективной, необходимо добиваться желаемого результата любыми доступными путями и быть проактивным!

1.png