Статьи

«Ничего не хочу». Почему дети теряют интерес и что с этим делать

29.01.2020

Слишком большая нагрузка

Знаете таких родителей, которые постоянно спрашивают: «А что у вас с иностранными языками?», «На какой спорт ходите?», «Какой ЕГЭ будете сдавать?» И даром что ребёнок только вчера пошёл в первый класс, от него непременно требуют заниматься всем и сразу. Такой подход не только не мотивирует, а наоборот — загонит школьника в депрессию.

Многие родители доводят смысл образования до абсурда и считают, что большое количество кружков, репетиторов и других дополнительных занятий — залог успеха в будущем. Однако они забывают, что ребёнок не взрослый и часто даже не понимает, зачем мама возит его по всему городу к этим непонятным людям и когда же наконец можно будет поиграть или хотя бы просто поспать.

Именно игра и есть главное занятие в жизни любого дошкольника и ученика начальной школы, об этом не стоит забывать. Прежде чем загружать его под завязку всевозможными кружками и секциями, подумайте над тем, как ребёнок будет развлекаться. Помогите ему составить распорядок дня, где найдётся место чему-то весёлому.

Придумайте вместе игры, которые помогут ему развить те качества, которые вам кажутся важными

В психологии есть концепция «зоны ближайшего развития». Первым её сформулировал советский психолог и педагог Лев Выготский ещё в начале прошлого века. Психолог Юлия Гиппенрейтер в книге «Разговаривать с ребёнком. Как?» объясняет принцип его работы. Суть в том, что у ребёнка есть такие задачи, которые он может выполнять сам, а есть те, с которыми без помощи родителя или другого взрослого ему не справиться. Сначала что-то он делает вместе с ними, а потом будет выполнять уже самостоятельно. Соответственно, чем больше задач ребёнок освоил с мамой или папой, тем больше в будущем сможет делать сам.

Ощущение, что образование бесполезно

Бывает так, что за бесконечной подготовкой к ОГЭ и ЕГЭ, а с недавних пор ещё и ВПР, ребёнок вообще перестаёт понимать, зачем он ходит в школу. И это тоже одна из возможных причин потери мотивации к учёбе.

Большинство учителей, кстати, тоже не всегда понимают, для чего нужны их предметы. Кроме того, многие домашние задания, особенно проектные, часто делают родители, потому что школьники не успевают или им не хватает знаний. И здесь скорее проблема не родителей, а нашей школьной системы образования. У учителей тоже не всегда есть время на то, чтобы придумать интересные задания, которые будут понятны ученикам.

Если речь идёт о первокласснике или детсадовце, то родители могут попробовать подобрать школу, где больше уделяют внимания внеурочным активностям, проектной работе, а не только подготовке к ЕГЭ и формальной сдаче экзаменов и контрольных. Кроме того, дома можно выстроить собственную систему мотивации в виде поощрений за хорошие отметки.

Попробуйте обратить внимание ребёнка на олимпиады по тем предметам, в которых он силён, поговорите о его будущей профессии, для которой, как ни крути, придётся изучать школьные предметы. Объясните, что, возможно, это и скучные этапы в жизни, но их обязательно нужно пройти, чтобы стать тем, кем мечтаешь.

Страх неудачи

Сегодня соцсети настолько сильно влияют на нашу жизнь, что иногда становится страшно. Взрослые часто это недооценивают или не замечают. Однако когда ребёнок видит, как его одноклассники или другие сверстники постоянно публикуют посты о том, какие они успешные, то это может стать серьёзным поводом для потери мотивации. То же самое часто происходит и с оценками, ведь ребёнку всё время твердят, что получить двойку по ЕГЭ сравни катастрофе.

«Чтобы снять страх ошибки, нужно легализовать (и для себя в том числе) право на ошибку. Расценивайте их как полезный опыт, который даёт возможность чему-то научиться и продвинуться вперёд. Разрешите себе обсуждать дома свои промахи», — советует психолог Елена Савчук.

Если речь идёт о подростке, то с ним можно поговорить о том, как работают социальные сети, насколько то, что мы видим в них, расходится с реальностью. Кроме того, можно привести примеры успешных людей, которых считали отстающими в детстве.

Отсутствие понятной цели

Ещё одна причина потери мотивации и апатии — ваш ребёнок просто не знает, чего хочет. Он может быть прекрасно развит физически и интеллектуально, но у него проблемы с силой воли. Вот несколько советов, как воспитать целеустремлённость.

  • Научите копить и ждать. Для этого большие подарки, о которых мечтает ребёнок, лучше дарить только на один праздник — на день рождения. Если новая приставка выходит раньше, то предложите ребёнку помочь вам с покупкой. Пускай вложит свою часть из накопленных карманных или заработанных на чём-то денег.
  • Если ребёнок потерял интерес к учёбе, то свяжите награду с успехами в школе: «Сдашь экзамен на пять, и мы сделаем первый взнос на твою мечту». Пускай этот взнос не покроет даже 50% стоимости, но у ребёнка появится мотивация, плюс он научится ставить цель, потому что вторую половину всё равно придётся накопить.
  • Отстаньте. Некоторые дети становятся безвольными и нецелеустремлёнными из-за слишком жёсткого контроля со стороны родителей. Им начинает казаться, что в любом случае в итоге решают мама с папой, поэтому стараться особенно не нужно, главное — не накосячить.
  • Смейтесь трудностям в лицо. Не убивайтесь (и ребёнка не убивайте) из-за каждой неудачи. Важно, чтобы он понимал: проблема — это не повод плакать и страдать, а возможность для развития, а если произошло что-то курьёзное (необязательно), то ещё и для смеха.
  • Хвалите не за оценки, а за усилия. Ведущие психологи давно говорят о том, что лучше учатся те, кого хвалят за процесс, а не за результат. Если вы видите, что ребёнок вдруг сам решил прочитать какую-то книгу или учебник, — радуйтесь и приглашайте есть мороженое в ближайшее кафе. А вот на хорошую или плохую отметку, наоборот, можно отреагировать более сдержанно. Так процесс учёбы как таковой будет у ребёнка ассоциироваться с чем-то приятным и он научится ценить свою работу.

Источник: https://mel.fm/shkola/9246371-kids_apathy