Статьи

Как устроиться в компанию мечты

06.02.2020
На берегу новой экономики
Постиндустриальное общество выбросило нас на берег новой экономики – экономики знаний, которая требует от человека непрерывного развития и повышения квалификации.

Новые запросы общества приводят к глобальным изменениям в сфере образования: открытое образование, «цифровизация», бум edtech-стартапов, корпоративные университеты, рост инвестиций, первые компании-единороги, свобода выбора и плюрализм методологий. Сегодняшний дух времени хорошо знаком историкам, изучающим эпоху Просвещения.

При всех позитивных изменениях на рынке сохраняется дефицит квалифицированных кадров. Чтобы решить эту проблему, компании объединяют свои усилия с образовательными учреждениями или создают новые учебные центры — корпоративные университеты.

Уже сейчас в схватке за таланты компании организуют стажировки, проводят хакатоны, сотрудничают с вузами и «перевозят» сотрудников из других регионов. Эффективность и окупаемость этих действий – тема для отдельной статьи.

Но пока мы говорим о будущем, молодые специалисты по-прежнему остаются один на один с вопросами:

-Где получить востребованные знания по профессии?
-Где применить знания на практике и получить профессиональный опыт?
-Как попасть в компанию мечты?


Но что думают работодатели:

Никита Черкасенко, Директор департамента HRM технологий и аналитики Ростелеком

Я вижу, что концепция lifelong learning превращается из абстрактной идеи в обязательное условие профессионализации. Теперь проектировщиком и организатором процесса образования стал сам человек (не учебное заведение, не министерство образования, не работодатель) и он же стал основным инвестором и бенефициаром. При этом инфраструктура образования сейчас настолько глобальная и транспарентная, что только лень и незнание английского могут помешать вам получить нужные знания.

Что это меняет? Компании будут бороться не за сильных специалистов в узкой области (разве что это лучшие или единственные специалисты в мире), а за тех, кто способен быстро и самостоятельно стать специалистом в более широкой области.

Обучение — это уже не 40 часов на курсах повышения квалификации раз в год и не восьмичасовой тренинг «с отрывом от производства». Теперь это любая ситуация, в которой я не могу что-то сделать и иду за знаниями или алгоритмами действий прямо сейчас, прямо с телефона.

Те, кто это понимает и готов принять это как базовое условие своей профессионализации, уже сегодня выигрывает конкуренцию за лучшие рабочие места.

Пора прощаться с привычными корпоративным, высшим или средним образованием. Теперь неинтересно, где ты получил компетенцию. Мы уже живем в мире школьников-разработчиков, СЕО без MBA и профессоров бизнес-школ без диплома о высшем образовании.

Алексей Борисов, Руководитель образовательного центра «Альфа-Опыт», Альфа-Банк

Перед бизнесом, да и обществом, сейчас стоит большая задача по пересмотру системы образования. Она уже не поспевает за развитием технологий и не отвечает современным вызовам экономики. Что делать, пока не очень понятно.

С одной стороны, уже появляются образовательные проекты, благодаря которым можно быстро освоить какую-нибудь компетенцию или востребованную специальность, минуя вуз.
С другой стороны, нам не следует забывать про фундаментальное образование, оно дает определенные «метаскиллы» и позволяет в целом быть толковым профессионалом и человеком.

Обучаемость, системное мышление, этические аспекты, любознательность, эрудиция – всему этому мы учимся с раннего детства. Поэтому нам лишь предстоит понять, как должны эволюционировать школа и университет с учетом ускорения жизненного цикла знаний.

Мне кажется, что сейчас происходит уберизация образования, то есть теряют позиции фундаментальные образовательные институты и все больше набирают обороты образовательные инициативы, в которых преподавателями выступают сами практики, представители бизнеса. Их знания выстраданы опытом и максимально актуальны.

Мы видим это в том числе и через наш образовательный проект, в котором преподают наши ключевые сотрудники и корпоративные клиенты. Как мы и прогнозировали на старте проекта, есть большой спрос именно на их знания и опыт. Ведь они лучше всех знают, что происходит в их индустрии и профессии.


Андрей Кравченко, Руководитель направления обучения и развития IT-персонала Avito

Сейчас я вижу три основных фактора, влияющих на рынок образования:
Мы погружаемся в демографическую яму: специалистов и выпускников с каждым годом становится все меньше.
При этом потребность в высококвалифицированных специалистах неуклонно растет. И нужны не просто рабочие руки, а профессиональные кадры, особенно в сфере IT.
Не стоит преуменьшать роль университетов, ведь учить сложным вещам тоже сложно. Просто сейчас очень большой разрыв между системой образования в вузах и потребностями бизнеса. Выпускники не готовы полноценно и автономно работать над высокотехноличными проектами.

Рынок отвечает на это, в том числе и Avito. Мы привлекаем молодых специалистов в отрасль, организуем чемпионаты, конкурсы и профориентационные мероприятия. Причем если раньше компании не обращали внимание на студентов, то сейчас все сфокусировались на этой целевой аудитории и углубляются в неё, вплоть до школьного образования.

Мотивация работников меняется: уровень зарплаты и другие материальные преимущества имеют предел, компании не могут их бесконечно повышать. Поэтому сотрудники выбирают компании, в которых можно развиваться всесторонне.

Кстати, работодателям и самим выгодно доучивать выпускников под себя и имплементировать их в свои бизнес-процессы. Для этого создаются системы наставничества внутри компаний. Например, популярен формат knowledge sharing, когда сотрудники учат друг друга. С одной стороны, молодые специалисты приобретают новые знания, с другой стороны, сами преподаватели повышают свой уровень квалификации и экспертизы.

Рано или поздно мы придем к модели выращивания специалистов еще со школьной скамьи. Отбор талантливых детей, создание для них образовательной среды, развитие их сильных способностей – такие проекты будут делать в первую очередь корпорации, которым необходимы идеальные сотрудники.

Ольга Августан, Руководитель образовательного направления в Mail.Ru Group

Студентам не хватает сфокусированности и карьерного планирования. Это связано с тем, что они не знают реальных задач, с которыми предстоит столкнуться в работе.

Поэтому Mail.Ru Group сейчас активно работает с ведущими вузами страны: мы даем ребятам возможность прокачаться, получить новые знания и попробовать себя в разных сферах IT. Одно дело, когда студенты читают информацию о работе, зарплате, перспективах развития в той или иной сфере, и совсем другое, когда они сталкиваются с реальными задачами.

Половина студентов сразу выбирает другую специализацию. Поэтому так важно во время учебы пробовать себя в разных сферах. Это можно делать в формате офлайн или онлайн-курсов.

Я думаю, что все больше компаний будут создавать свои учебные проекты и рассказывать о реальных рабочих задачах. Будут развиваться лаборатории и бизнес-инкубаторы. А компании смогут не только получить поток свежих идей, но и купить уже готовую команду.


Мы увидели глобальную проблему в том, что молодые люди до сих пор испытывают огромные трудности в поиске и реализации себя. А диплом вуза не гарантирует интересную и высокооплачиваемую работу.

Так родилась идея образовательного проекта Contented — онлайн-обучение и трудоустройство в профессиях будущего. Мы сфокусировались на сферах, которые уже испытывают кадровый голод или начнут испытывать его в скором будущем — Data Science, UX-design и VR/AR (виртуальная и дополненная реальность).

Обучение — это в первую очередь обратная связь и менторство, которые получают студенты. Мы отказались от формата скучных лекций, заменив их интерактивными мастер-классами.

Выпускники проходят серию интервью с HR-специалистами для оценки soft-skills и независимыми техническими экспертами для оценки hard-skills. После чего мы формируем базу соискателей, которая представляет лучших выпускников ведущих вузов и образовательных центров страны в профессиях будущего.

Информация взята с источника: https://rb.ru/opinion/poka-uchilsya-uzhe-opozdal/