Статьи

Профориентация: профессиональное развитие, система образования

24.03.2020
Во многом школа готовит выпускника к жизни, которой нет, к профессиям, которые либо мало востребованы, либо вовсе находятся под угрозой исчезновения. Система российского образования отличается от систем образования других стран тем, что нацелена на создание теоретической базы у выпускника по всем общепринятым научным направлениям. Другими словами, ученик в равной степени изучает историю, физику, химию, литературу, алгебру. Такой подход имеет равное количество как сторонников, так и противников. С одной стороны, ученик, усвоивший всю школьную программу по всем предметам имеет возможность выбрать своё профессиональное будущее, и, даже если он, будучи состоявшимся профессионалом, изъявит желание переквалифицироваться в другую профессиональную сферу, у него будет возможность выбора, так как ещё в школе основы естественных и гуманитарных наук им были усвоены.

В западных странах ученик учится по другой системе и уже в средней школе выбирает направление, по которому будет идти в будущем. Считается, что такой подход подготовит профессионала любой сферы с более глубокими знаниями. Вместо двух часов в неделю истории такой ученик эти же два часа тратит на физику, если выбор пал на естественные науки. Как следствие: углубленное изучение физики за счёт (в ущерб) гуманитарных наук. И у первого, и у второго образовательного подхода есть значительные минусы. В первом случае ученик ещё в средней школе перегружается количеством предметов, в данной системе не учитываются индивидуальные особенности ученика. Редко когда ребёнок способен в равной степени усваивать и гуманитарные, и естественные дисциплины, ещё реже такой ученик будет получать удовольствие от подобного процесса обучения. А помимо теоретических знаний ученик должен усвоить метапредметные навыки, главным из которых является умение учиться самостоятельно, получая от процесса обучения удовольствие.

Во втором случае есть риск ошибочного выбора. Ученик в выпускных классах может осознать, что выбранное им географическое направление не так интересно, неперспективно. Однако все годы обучения в школе были посвящены именно этому направлению в ущерб другим. К тому же существует риск «западания» элементарных знаний в других дисциплинах. 

Так или иначе процесс образования имеет целью помочь ученику реализовать заложенный в нём потенциал, состояться в личностном и профессиональном плане. Современное общество ежедневно создаёт определённы запрос на специалистов того или иного рода. В разное время обществу нужны учителя, заводские рабочие, юристы, психотерапевты, инженеры, строители и т. д. После октябрьской революции стране нужны были военные профессионалы, строители, учителя. В конце двадцатого века весьма популярной профессией был оператор ЭВМ. Единицы могли работать на непонятных электронных ящиках. В то время электронно-вычислительная техника была только на предприятиях и служила для решения операционных задач, связанных с подсчётом. Так когда-то в середине двадцатого века первые шофёры осваивали автомобили. Чтобы быть успешным достаточно всего лишь водить машину.

И базовое владение компьютером, и навыки управления легковыми транспортными средствами сегодня не являются чем-то особенным, скорее, наоборот, данное умения являются безоговорочно необходимыми современному профессионалу. Автомобиль есть почти в каждой семье, а то и два. Так же мало у кого нет хоть какого-нибудь компьютера, и, как следствие, просто владение навыками управления транспортным средством или умение пользоваться ПК на базовом уровне мало поможет в построении карьеры. Более того, профессия водителя вообще находится под угрозой исчезновения, в связи с развитием высоких технологий, а именно с появлением автопилота. Сегодня это ещё редкость, но уже через десять-пятнадцать лет беспилотный транспорт станет обыденностью. Подтверждением тому служат японские и московские такси на автопилоте, электрокары с режимом автопилот, городской общественный транспорт, например, в Дубае. 

Список востребованных профессий постоянно меняется, в отличие от системы образования, поставляющей профессионалов на рынок труда. Временной разрыв между общественным заказом и поставкой специалистов может достигать десяти-пятнадцати лет. На сегодняшний день до сих пор бытует мнение, что общество нуждается в юристах, однако на данный момент рынок трудоустройства перенасыщен кадрами, имеющими юридическое образование. 

Вопрос профессионального выбора можно решить с помощью внеурочной деятельности. Классные часы, лекции специалистов по выбору профессии, профессионалов разных сфер, посещение образовательных учреждений, мониторинг рынка труда, отслеживание общественных социальных течений, политической и экономической ситуации. Но все эти решения будут эффективны только при условии непроформенного подхода. Если мы ведём выпускников девятого класса по местным ветеринарным, железнодорожным, аграрным техникумам, это трудно назвать перспективным развитием. Если ученик интересуется животноводством, то не стоит при изучении молочной индустрии несколько лет изучать процесс ручного доения в ведро или через молокопровод, гораздо перспективнее обучить молодого специалиста алгоритму работы на роботизированной молочной ферме. И так во всех сферах.

Отдельное внимание нужно уделить только возникающим профессиям или же специальностям, которые могут возникнуть в будущем. Не нужно особого чутья для определения перспективной области профессионального развития. Маркетолог, дизайнер, инженер, учитель, визажист, журналист — все эти профессиональные области уже сегодня и в будущем объединяет одно слово — Интернет. Какое бы направление выпускник не выбрал, трудно представить его профессиональное развитие без взаимодействия с вышеназванной сетью. Работа в сети Интернет сегодня не является чем-то особенным, необычным, напротив, любая серьёзная корпорация, малый, средний, крупный бизнес имеет представительство в сети. Вы можете предоставлять юридические услуги или продавать пирожные — в обоих случаях Интернет поможет вам найти клиентов. 

Современный подросток является уверенным пользователем ПК, однако профориентация, саморазвитие, обучение лежат вне зоны интересов школьника. Ответственность за расширение границ будущего профессионала традиционно лежит на семье, школе. Для успешного профопределения необходимо уже в начальной школе наблюдать за склонностями ребёнка, поощрять возникающий интерес, создавать условия развития предметных и метапредметных навыков, а также не бояться прислушиваться к тенденциям современного профессионального рынка.




Источник: https://moluch.ru/archive/250/57355/