Статьи

Как составить бизнес модель?

13.04.2020

Существует множество подходов к определению понятия бизнес-модель, делающих акцент на разных составных элементах. Приведем некоторые примеры.

Бизнес-модель — это метод ведения бизнеса, с помощью которого организация обеспечивает принесение прибыли. Бизнес-модель разъясняет, как организация зарабатывает деньги.

Бизнес-модель — это структура бизнес-процессов и связей между ними, которые используются для планирования, контроля и коррекции деятельности организации.

Бизнес-модель — это логическое схематическое описание бизнеса, призванное помочь в оценке ключевых факторов успеха организации.

Бизнес-модель — это способ, которым организация создает ценность для потребителей и получает от этого прибыль.

Все вместе эти определения составляют комплексное видение понятия бизнес-модель.

Наиболее популярным и актуальным инструментом бизнес-моделирования на сегодняшний день является Шаблон бизнес-модели, разработанный Александром Остервальдером и Ивом Пинье.

Шаблон состоит из 9 блоков, которые нужно заполнить с помощью личных усилий собственника, команды, сотрудников и даже клиентов. Несколько слов о каждой из частей.

182.jpg

Блок 1. Потребительские сегменты. Здесь выделяют компании, работающие на массовый рынок или узкую нишу. Есть те, кто ориентирован на несколько ниш, каждая из которых отличается по клиентским запросам. Причем, эти ниши могут быть связаны друг с другом, а могут совсем не пересекаться по клиентам.

Блок 2. Предложение ценности. Это описание причин, почему клиент приходит именно к вам, а не к конкурентам. Среди ценностей выделяют новизну, эффективность, персональное предложение, надежность, дизайн, статус, стоимость, удобство, безопасность, экономию, доступность.

Блок 3. Каналы сбыта. К ним относится торговые агенты, интернет, магазины — оптовые, фирменные, партнерские, розничные. К каналам сбыта причисляют не только точки, где покупатель получает товар, но и способы, при помощи которых потребитель узнает о предложении. Также в понятие каналов сбыта входит вся инфраструктура по доставке товара от продавца к покупателю. Читайте также: Методы прогнозирования продаж для бизнеса

Блок 4. Клиентские отношения: поддержка, сообщество, совместное создание продукта, автоматическое обслуживание, VIP программы, самообслуживание.

Блок 5. Источники доходов: разовые покупки, реклама, лизинг и аренда, абонентская плата, регулярные покупки без периодичности, партнерские программы, комиссионные за посредничество, продажа прав собственности, лицензии, плата за сервис и т.д. Кроме описания самих потоков в блоке отражают механизм формирования цены — будет ли она фиксированная, свободная, есть ли сезонность или акции и т.п.

Блок 6. Основные ресурсы. Это материалы, деньги, научная ценность или сотрудники. Здесь важно определить, будете ли вы пользоваться собственными источниками или же станете получить их на основе заимствований или аутсорса.

Блок 7. Область деятельности: производство, сервис, агрегаторы или площадки.

Блок 8. Ключевые партнеры: не конкуренты, стратегическое партнерство, совместная деятельность, поставщики.

Блок 9. Издержки бывают постоянные и переменные. Можно ориентироваться на уменьшение затрат, а можно предоставлять большую ценность за дополнительные деньги. Экономия обычно происходит за счет масштаба или диверсификации.

Если хочешь узнать больше о бизнесе и составлении бизнес моделей рекомендуем сайт