Обучающий курс "Психология внимания"

Свойства внимания

1. Свойства, характеризующие силу (интенсивность) внимания.

К ним относятся сосредоточенность и устойчивость внимания.

Сосредоточенность (концентрация) – это удержание внимания на одном объекте или деятельности, полная поглощенность явлением, мыслями, способность фокусировать внимание на одних объектах, игнорируя другие при наличии помех. Она обеспечивает углубленное изучение познаваемых объектов. Показателем интенсивности является «помехоустойчивость», невозможность отвлечь внимание от предмета деятельности посторонними раздражителями. Причины качества концентрации кроются в мотивации: деятельность человека, которая является значимой для него, интересует его, способна привести к большей сосредоточенности, чем безразличная и неинтересная.

С сосредоточенностью тесно связано такое свойство, как устойчивость – способность в течение длительного времени сохранять внимание на одном объекте, роде занятий, противостоять утомляемости отвлечению внимания.

Состоянием, противоположным устойчивости, является отвлекаемость, причиной которой часто бывает непосильная и чрезмерно обширная деятельность. На устойчивость внимания значительное влияние оказывает интерес. Например, при выполнении однотипных упражнений первые из них ученик делает внимательно, сосредоточенно, а дальше, когда материал уже достаточно освоен, интерес утрачивается, ребенок работает механически, устойчивость внимания страдает.

2. Свойства, характеризующие широту внимания.

Это, прежде всего, объем внимания, измеряемый тем количеством объектов, которые могут быть одномоментно восприняты с достаточной степенью ясности.

Установлено, что при восприятии множества простых объектов (букв, цифр, фигурок и пр.) в интервале времени 0,07 – 0,1 секунды объем внимания у взрослого человека равен 5 – 7, в среднем 7 элементов (связь с кратковременным запоминанием).

Во вторую группу входит и распределение внимания, которое выражается в умении направлять и сосредоточивать внимание на нескольких объектах или выполнении различных действий. Уровень распределения внимания зависит от ряда условий: от однородности или разнородности совмещаемых видов деятельности, их сложности, степени их привычности. Труднее совмещать два вида умственной деятельности и более эффективно распределение внимания при одновременном выполнении моторной и умственной деятельности.

3. Динамические свойства внимания.

К ним относятся колебаниенепроизвольное периодическое кратковременное изменение интенсивности внимания, и переключение сознательное быстрое перемещение внимания с одного объекта на другой без существенной потери способности к концентрации, быстрый переход от одной деятельности к другой.

Переключение может быть преднамеренным, сопровождающимся участием волевых усилий (при изменении характера деятельности, постановке новых задач), и непреднамеренным, протекающим легко, без особого напряжения и волевых усилий. Если внимание «соскальзывает» со штатной деятельности, это квалифицируется как отвлечение. 

Выделяют ряд показателей переключаемости внимания:

  • время, затрачиваемое на переключение внимания;
  • продуктивность (производительность) работы по сравнению с объемом ее или временем выполнения определенного объема работы без переключения внимания;
  • качество, т.е. точность или наличие ошибок, обусловленных переключением.

Одним из распространенных недостатков внимания является рассеянность. Этим термином обозначают совершенно разные, в каком-то смысле даже противоположные состояния. В частности, это так называемая мнимая рассеянность как следствие чрезмерной сосредоточенности, когда человек ничего не замечает вокруг. Она наблюдается у людей, увлеченных работой, охваченных сильными переживаниями, – ученых, творческих работников. Истинная рассеянность представляет собой частую непроизвольную отвлекаемость от основной деятельности, слабость произвольного внимания, нарушение сосредоточенности. У людей такого типа скользящее, порхающее внимание. Истинная рассеянность может быть вызвана утомлением, начинающимся заболеванием, а может возникнуть и в результате плохого воспитания, когда ребенок не приучен к сосредоточенной работе, не умеет доводить начатое дело до конца.