Обучающий курс "Психология внимания"

Упражнения для развития внимательности

Условия, благоприятствующие развитию произвольного внимания:http://www.psylive.ru/img/sp.gif

  • Нормальное физическое и психическое состояние.
  • Планомерная организация работы (создание благоприятных внешних и внутренних условий).
  • Четкая постановка цели.
  • Сочетание умственных и физических действий (например, конспектирование при чтении).
  • Чередование видов деятельности (например, попеременное чтение учебника и детектива).

Прежде чем приступить к упражнениям:

  1. Расслабьтесь, пару раз глубоко вдохните и выдохните.
  2. Забудьте обо всём. Погрузитесь в здесь и сейчас.

Когда мы очищаем сознание, исчезает хаотичность мыслей, ум становится яснее и рассудительнее. Теперь мы собранны, и способны быстро реагировать на любые неожиданные препятствия встающие на пути. Это поможет усилить фокусировку и сосредоточение.

Упражнение 1

Посмотрите на незнакомую картинку в течение 3-4 сек. Перечислите детали (предметы), которые запомнились.

Здесь, если можно показать картинку и убрать её через 4 секунды. Должна быть возможность повторить упражнение

Картинка для упражнения 1 - внимание.jpg

Ключ:

  • запомнил менее 5 деталей — плохо;
  • запомнил от 5 до 9 деталей — хорошо;
  • запомнил более 9 деталей — отлично.

Упражнение 2

Назовите количество групп из трех последовательных цифр, которые в сумме дают 15:

489561348526419569724

Упражнение 3

Сколько цифр одновременно делятся на 3 и на 2:

33; 74; 56; 66; 18

Упражнение 4

1. Поставьте будильник перед телевизором во время какой-либо интересной программы.

2. В течение 2-х минут удерживайте внимание только на секундной стрелке, не отвлекаясь на ТВ-передачу.

Упражнение 5

1. Возьмите два фломастера.

2. Попробуйте рисовать одновременно обеими руками. Причем одновременно начиная и заканчивая. Одной рукой — круг, второй — треугольник. Круг должен быть по возможности с ровной окружностью, а треугольник — с острыми кончиками углов.

3. А теперь попробуйте нарисовать за 1 мин. максимум кругов и треугольников.

Система оценивания:

  • меньше 5 — плохо;
  • 5-7 —средне;
  • 8-10 — хорошо;
  • больше 10 — отлично.

Упражнение 6

1. Нарисуйте одновременно круг и треугольник двумя разными пальцами одной руки.

2. Придумайте, как закрепить фломастеры, потренируйтесь.

3. Сколько вы нарисуете кругов и треугольников таким образом за 5 минут?

Оцените себя:

  • ни одного — плохо;
  • 1-3 — неплохо;
  • 4-5 — хорошо;
  • более 5 — отлично.

Упражнение 7

Теперь рисуйте так же, но разные цифры: 1 и 2, или 2 и 3, или 3 и 4 и т. д.

Упражнение 8

Отыщите во фразах спрятанные имена (пример: «Принесите кофе дяде» — Федя).

1. Невкусный этот омар и яблоки тоже. Няня, дай свежие — в апельсиновом желе!

2. Не мешает и майский свет, а плохо мне от ночи ранней.

3. Принеси горький перец с летнего рынка, пожалуйста!

4. Ковал я железо ярким днем.

Упражнение 9

1. Сегодня перед сном вспомните все лица и предметы, с которыми сталкивались за день.

2. Припомните слова, обращенные к вам в течение прошедшего дня. Дословно повторите то, что было сказано.

3. Восстановите в памяти последнее совещание, лекцию и т. п. Вспомните речи, манеры и жесты ораторов, проанализируйте их.

4. Дайте оценку своей наблюдательности и памяти.

Упражнение 10

1. «Симультанное» означает «мгновенное»: за одно мгновение, за одну короткую вспышку света наш мозг способен воспринять (увидеть, понять, обработать) огромный объем информации.

2. Как этого добиться? Тренировками:

Короткий взгляд на ярко освещенную страницу с целью увидеть и опознать как можно больший объем информации.

Здесь показать картинку с текстом и рисунками на 2 секунды. После этого есть возможность просто посмотреть картинку, чтобы проверить себя. Должна быть возможность повторить упражнение

Картинка для упражнения 10 - внимание.jpg

Упражнение 11

1. Зайдите в незнакомую комнату.

2. Быстро осмотрите обстановку и «сфотографируйте» в уме как можно большее количество характерных черт и предметов.

3. Выйдите и запишите все, что видели. Сравните записанное с оригиналом.

Упражнение 12

1. Представьте, что изучаете изображение, например, движущегося автомобиля.

2. Вызовите при этом характерные звуковые ощущения.

3. Делайте это всегда, когда нужно что-то основательно запомнить.

Упражнение 13

1. Определите себе маршрут движения от пункта А до пункта Б.

2. Пройдите пешком этот путь, замечая все яркие приметы.

3. Составьте карту необычных примет.

Упражнение 14

Понаблюдайте одновременно за несколькими объектами сразу, одинаково хорошо воспринимая каждый из них, при этом концентрируйте внимание на том предмете, который вы выберете главным.

Упражнение 15

Станиславский все пространство внимания разделил на три круга:

  • большой — все обозримое и воспринимаемое пространство (в театре — весь зрительный зал);
  • средний — круг непосредственного общения и ориентировки (в театре — сцена с актерами);
  • малый — сам человек и ближайшее пространство (в театре — сам артист и ближайшее пространство, в котором он играет роль).

Владимир Леви добавил четвертый круг: 

  • внутреннее психологическое пространство человека.

1. Представьте, что у вас в голове находится мощный прожектор.

2. Выберите точку в большом круге и точку на границе малого и внутреннего.

3. Совершите «взмахи» луча «прожектора» от одной точки до другой и обратно. При этом предельно цепко «впивайтесь» в выбранные точки.

Упражнение 16

Назови цвет которым написано слово

Упражнение 16 - внимание.JPG

Одна ваша часть очень будет хотеть назвать само слово, другая будет понимать, что это подвох

Упражнение 17

Зачеркни выделенные буквы и прочти стихотворение!

Слова друг от друга отделены восклицательным знаком.

г э ц з

г с э т ц р г э э а ц д г а г э л ! ц э м г з у э ч г и з г э т з г е г э л э ь н г з ц о ! г б ц а э ц л з г к э о г н ! : г э ц о з э э н г э! з ц б г ц ы л ! э г в ц ! ц б э а з г л ц к з г о г э н э ц и з х г г з у ! э в ц э з г л э ю г э ц б ц э з л э ё ц э н з . ! г з ц п э з ц о ц з д у э з ц м г ц з а э т э з ь ц ! э г т о ц э л г э ь ц к ц э з о г э ц з ! — г э ц и з ! г о э ц н з а г г ! э ц б з ы г л э ц а з ! з в ц ! э б г а ц з ц э л г з э к э о э н э ц э а э ! г в ц л г ю г з б г л э э е г г н э ц а з !.

ф я х щ

ф о я х н щ и ! , ф я л щ ю щ ф б х в я х и х ! х у с я ф л ы я ф ш я щ а х я в х ! я ф г ф л щ ф а с я ! , я х д р я ф у г щ ! я х с ! д я р я х у щ г ф ф а х ! ф я н щ е я х! х я с х в ф ф о щ д щ х и щ я л х ф и ф ! ф х г я л щ я а х ф з х ! . я ф н я о ! я ч у ф в х я с я т ф х в а я ! х в ф ы я я р ф х а щ я з щ х и я т ф ь я ! х щ с п ф я о я л щ н а ф ! ф я м я е я щ ш щ х а я л х а х ! ф к ф ф а щ ж щ я д я о ф х м у х ! ф я с я т ф я х е щ щ щ х н ф я х щ а я ф х щ .!

ж э ф ш

в ж л ю ф ш б ж л э ф ё ш н э н э ы ж м ! э ф с ш н ж и ф л ж ф и ш с э ь э ! э ф н ш о ф ч э ь ж э ю ф ! ш с ж ф э н ш ы ж !, э ф ч ш т э о ф э ! э з ш а ж ! ф ж с э п ж ш и ф н о э э ю ! ф н ш е ж э т ф ! ф э с ж т ж э е ф ж ш н ж ф ы ш ! э э ф ж и ш ! ф б ш э у э д ф ш т ж о ф ! ф в э ш ! ж л е э э с э ! , ш н э ф а ф ! ш ж т ф и ж х э и ф ш ж й ф ! ф ш п ф э р у э ф д ш ,! ж э б э а л э к ф о э н э ! ф э с ф э ! ш б ж ф а ш л э к ж э ш ф о ж э н ф ш и э ж х ж ф о й э ! ж э и ф э д э у э т !.

ч ю з г

ч п ю з ч о г ч ч ё ю з т г ! г к ч у ч ю к ч у з г ш з к г г ч ю а г ! з ю г в ю з д ч ю а г л ч ю е г ч к г ю е г з !, г з о ю н з и ! г з и ч ю ч д ю з у т г ! — ч ю з г р ч у з к г ч а ю ю ! ю в ю ! ю з ю р з ч у з к ю г з е г !, г ч з а ч ! ю з р г я ю ч ю д г з г о ч м з ! ю ч с ю г з ! г г н ч ю и з г м ю и ч ! ю ю с е з г м г г е з ю н ю я з ч т з ! ю г д ю г ю г в з г е ч н ю а з з д ч ю з ц г ч а ю з г ч т ю з ь ю ! з г м ч ю и з ч г л ю ы ю ю з х ! г з б а з г ч л ю з к г з г о ю ю г н г ю ю я ч ю т !.

Здесь в каждой части таблицы нужно прочитать прикольное четверостишие.