• В избранное Удалить из избранного

Стоматолог

Описание:
стоматолог.jpgСтоматология (греч. Stota, stomatospot и logos - учение) область клинической медицины, изучающая болезни зубов, полости рта, челюстей и пограничных областей лица и шеи. Врач-стоматолог специалист, осуществляющий диагностику, лечение заболеваний и поражений зубов, полости рта и челюстно-лицевой области. Он может работать в зубоврачебных, зубопротезных и лечебно-профилактических учреждениях амбулаторного типа. В настоящее время существуют как государственные, так и негосударственные стоматологические кабинеты (клиники). Профессия стоматолог широкое понятие, которое объединяет в себе несколько направлений. К стоматологам относятся: стоматологи-терапевты, стоматологи-хирурги, стоматологи-ортопеды, стоматологи-пародонтологи, ортодонты. Встречающиеся названия профессии/специальности: • Стоматолог-терапевт • Стоматолог-хирург • Стоматолог-ортопед • Стоматолог-пародонтолог • Ортодонт • Детский стоматолог Средства труда (основные применяемые виды оборудования и технологий): Объектами профессиональной деятельности специалистов являются: пациент, а также области науки и техники в здравоохранении, которые включают совокупность технологий, средств, способов оказания стоматологической и первой врачебной помощи при неотложных состояниях. В своей работе зубной врач использует вещественные (орудийные) средства труда - ручные (иглы, крючки, щипцы и др.), электрические (вращающийся наконечник, стоматологический зонд, ультразвуковая установка), различные материалы для лечения и протезирования зубов. Стоматолог может защитить докторскую и вести научную деятельность в институте либо же заняться частной практикой, открыть собственный стоматологический кабинет.
Обязанности:
В области диагностической деятельности:
- диагностика стоматологических заболеваний;
- диагностика неотложных состояний;
- диагностика соматических и инфекционных заболеваний с направлением больного к соответствующему специалисту;
- профилактика стоматологических заболеваний среди населения;
- дифференциальная диагностика стоматологических заболеваний при соматических и инфекционных заболеваниях.
В области лечебной деятельности:
- лечение стоматологических заболеваний с использованием терапевтических, ортопедических, ортодонтических и хирургических методов;
- обучение пациентов гигиене полости рта.
В области организационно-управленческой деятельности:
- организация труда медицинского персонала в медицинских организациях;
- ведение учетно-отчетной медицинской документации;
- контроль качества работ;
- подготовка планов работы подразделений медицинских организаций;
- хранение лекарственных средств.
В сфере научно-исследовательской деятельности:
- самостоятельная аналитическая, научно-исследовательская работа;
- участие в решении отдельных научно-исследовательских и научно-прикладных задач по разработке новых методов и технологий в области стоматологии;
- участие в оценке эффективности инновационно-технологических рисков при внедрении новых технологий.
Профессиональные компетенции
- уметь реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, медицинскими сестрами и младшим персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками;
- анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения врачебных ошибок, осознавая при этом дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную ответственность;
- проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование, результаты современных лабораторно-инструментальных исследований, морфологического анализа биопсийного, операционного и секционного материала, написать медицинскую карту амбулаторного и стационарного больного;
- проводить патофизиологический анализ клинических синдромов, обосновывать патогенетически оправданные методы (принципы) диагностики, лечения, реабилитации и профилактики среди взрослого населения и подростков с учетом их возрастно-половых групп;
- применять методы асептики и антисептики, использовать медицинский инструментарий, проводить санитарную обработку лечебных и диагностических помещений медицинских организаций, владеть техникой ухода за больными;
- проводить судебно-медицинское освидетельствование живых лиц; трактовать результаты лабораторных исследований объектов судебно-медицинской экспертизы в случае привлечения к участию в процессуальных действиях в качестве специалиста или эксперта;
- владеть компьютерной техникой, получать информацию из различных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач
- осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению стоматологических, инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно-просветительную работу по гигиеническим вопросам;
- уметь формировать группы риска по развитию стоматологических заболеваний с целью их профилактики;
- уметь поставить диагноз на основании результатов биохимических исследований биологических жидкостей и с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом ;
- анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма человека различных возрастных групп для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов;
- выявлять у пациентов основные патологические симптомы и синдромы заболеваний, используя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом, анализировать закономерности функционирования различных органов и систем при различных заболеваниях и патологических процессах; выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний ;
- уметь поставить диагноз с учетом Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ);
- уметь проводить диагностику типичных стоматологических заболеваний твердых и мягких тканей полости рта, зубочелюстно-лицевых аномалий у пациентов всех возрастов;
- анализировать и интерпретировать результаты современных диагностических технологий по возрастно-половым группам пациентов с учетом их физиологических особенностей организма человека для успешной лечебно-профилактической деятельности;
- анализировать роль биологических факторов в развитии болезней, генотипические и фенотипические проявления наследственных болезней, генетические основы врожденных нарушений челюстно-лицевого аппарата, владеть современными методами исследования генетики человека, принципами медико-генетического консультирования; объяснять характер отклонений в ходе развития, способных привести к формированию вариантов, аномалий и пороков;
- осуществлять алгоритм выбора лекарственной терапии для оказания первой врачебной помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях;
- анализировать действие лекарственных средств по совокупности их фармакологических свойств при лечении различных заболеваний, в том числе стоматологических;
- осуществлять лечение заболеваний твердых тканей зубов у пациентов различного возраста;
- уметь проводить несложное эндодонтическое лечение болезней пульпы и периодонта у пациентов различного возраста, заболеваний пародонта у пациентов различного возраста, типичных заболеваний слизистой оболочки рта у пациентов различного возраста, несложное хирургического лечения заболеваний полости рта у пациентов различного возраста;
- уметь охарактеризовать показания и противопоказания, принципы и методы установки имплантатов;
- несложное ортопедического лечения заболеваний полости рта у пациентов различного возраста;
- уметь проводить первую офтальмологическую помощь при экстренных ситуациях, которые могут иметь место в стоматологической практике;
- владеть приемами реанимации и первой помощи при экстренных ситуациях, которые могут иметь место в стоматологической практике;
- выполнять основные лечебные мероприятия по оказанию первой врачебной помощи инфекционным больным при неотложных и угрожающих жизни состояниях;
- уметь управлять средним и младшим медицинским персоналом для обеспечения эффективности лечебного процесса; к анализу показателей деятельности медицинских организаций, к использованию современных организационных технологий профилактики, диагностики, лечения, реабилитации при оказании медицинских услуг в основных типах медицинских организаций;
- уметь применять современные технологии менеджмента и маркетинга в своей профессиональной деятельности, осуществлять анализ качества и эффективности своей работы;
- решать вопросы экспертизы трудоспособности пациентов;
- оформлять текущую документацию, составить этапность диспансерного наблюдения, оценивать качество и эффективность диспансеризации; реализовывать госпитализацию в экстренном порядке; использовать формы и методы профилактики стоматологических заболеваний.
Требования:
Необходимые знания
- основы страховой медицины, особенности работы врача-стоматолога при заключению договоров на оказание медицинских услуг в рамках программ обязательного и добровольного медицинского страхования с пациентами, с любыми предприятиями, учреждениями, страховыми компаниями в установленном законом порядке;
- требования и правила в получении информированного согласия пациента на диагностические и лечебные и процедуры;
- основы профилактической медицины, направленной на укрепление здоровья населения;
- санитарно-гигиенические требования к устройству, организации и режиму работы инфекционных больниц, отделений, полных боксов, полубоксов и боксированных палат в больницах;
- структуру и оснащение лечебных отделений поликлиники и стационара; санитарно-гигиенические требования к организации медицинских организаций стоматологического профиля;
- проблемы медико-санитарной и стоматологической помощи лицам, связанным с профвредностями;
- основные принципы диагностики, лечения и реабилитации инфекционных больных, показания к госпитализации больных инфекционными заболеваниями;
- особенности сбора высокопатологенных биологических материалов; меры предосторожности, специальная одежда;
- осуществление специфической и неспецифической профилактики инфекционных заболеваний;
- эпидемиологию инфекционных, паразитарных и неинфекционных заболеваний, осуществление противоэпидемических мероприятий, защиту населения в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки и стихийных бедствиях;
- основы организации амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи населению, современные организационные формы работы и диагностические возможности поликлинической службы;
- принципы диспансерного стоматологического наблюдения различных возрастно-половых и социальных групп населения, реабилитация пациентов; организацию врачебного контроля состояния стоматологического здоровья населения; принципы управления лечебным процессом в медицинских организаций стоматологического профиля;
- особенности организации и основные направления деятельности участкового врача-стоматолога;
- методы проведения неотложных мероприятий и показания для госпитализации больных;
- организацию работы младшего и среднего медицинского персонала в медицинских организациях;
- ведение типовой учетно-отчетной медицинской документации в медицинских организаций стоматологического профиля, осуществление экспертизы трудоспособности;
- основные тенденции проявления и уровень распространенности стоматологических заболеваний в стране;
- комплексную взаимосвязь между стоматологическим здоровьем, питанием, общим здоровьем, заболеваниями, применением лекарственных препаратов;
- этиологию, патогенез, диагностику, лечение и профилактику наиболее часто встречающихся заболеваний;
- клиническую картину, особенности течения и возможные осложнения наиболее распространенных заболеваний, протекающих в типичной форме;
- основные клинические проявления заболеваний кожи и подкожной клетчатки, челюстно-лицевой области, лор-органов, глаза и его придаточного аппарата, нервной системы, онкологической патологии, особенности их диагностики и наблюдения;
- клинические проявления основных синдромов, требующих хирургического лечения; особенности оказания медицинской помощи при неотложных состояниях;
- современные методы клинической, лабораторной и инструментальной диагностики больных терапевтического, хирургического и инфекционного профиля;
- общие принципы и особенности диагностики наследственных заболеваний и врожденных аномалий;
- организацию и проведение реабилитационных мероприятий, механизм лечебно-реабилитационного воздействия физиотерапии, лечебной физкультуры, рефлексотерапии, фитотерапии, массажа и других немедикаментозных методов, показания и противопоказания к их назначению в стоматологии;
- виды и методы современной анестезиологии; способы и методы профилактики послеоперационных легочных осложнений; особенности проведения интенсивной терапии;
- особенности организации оказания медицинской помощи, проведения реанимационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях, при катастрофах в мирное и военное время;
- организацию акушерской и гинекологической помощи населению, особенности течения беременности и родов; диагностику и ведение беременности;
- классификацию и клинические симптомы поражений опорно-двигательной системы, повреждений органов грудной клетки, брюшной полости, полости таза и повреждений головы;
- методику оказания помощи при ожогах, холодовой и электротравме;
- основные клинические проявления кожных и венерических болезней, вируса иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции) и инфекций, передающихся половым путем;
- особенности организации работы с больными ВИЧ-инфекцией;
- методы использования соответствующих химических средств и фармацевтических препаратов для контроля зубного налета, проведения местного фторирования и герметизирования фиссуры; назначения питания с позиции здоровья полости рта;
- окклюзию, биомеханику зубочелюстной системы, гнатологию;
- особенности клинического течения одонтогенных воспалительных заболеваний челюстно-лицевой области и методы их лечения;
- особенности клинического течения неодонтогенных воспалительных заболеваний органов челюстно-лицевой области и методы их лечения;
- специфические инфекционные заболевания (сифилис, туберкулез, актиномикоз) и их клинические проявления в челюстно-лицевой области;
- классификацию, диагностику и методы лечения опухолей и опухолеподобных образований тканей челюстно-лицевой области;
- свойства стоматологических материалов и препаратов, применяемых в стоматологической практике;
- методы диагностики, лечения и профилактики зубочелюстно-лицевых аномалий у детей и взрослых;
- показания и противопоказания к стоматологической имплантации, методы установки остеоинтегрируемых имплантатов, методы протезирования на имплантатах;
- методы диагностики, лечения и профилактики заболеваний слизистой оболочки рта у пациентов у детей и взрослых;
- методы диагностики, лечения и профилактики заболеваний височно-нижнечелюстного сустава, слюнных желез у пациентов у детей и взрослых;
- роль премедикации и седации при стоматологических вмешательствах у детей и взрослых;
- основные принципы диспансеризации в детской стоматологии;
- стоматологические инструменты и аппаратуру.

Необходимые умения и навыки
- анализировать и оценивать качество медицинской, стоматологической помощи, состояние здоровья населения, влияние образа жизни, окружающей среды и организации медицинской помощи;
- собрать полный медицинский анамнез пациента, включая данные о состоянии полости рта и зубов; провести опрос больного, его родственников (собрать биологическую, медицинскую, психологическую и социальную информацию);
- провести физикальное обследование пациента различного возраста (осмотр, пальпация, аускультация, измерение артериального давления (АД), определение характеристик пульса, частоты дыхания), направить его на лабораторно-инструментальное обследование, на консультацию к специалистам;
- интерпретировать результаты обследования, поставить пациенту предварительный диагноз, наметить объем дополнительных исследований для уточнения диагноза; сформулировать клинический диагноз;
- разработать план лечения с учетом течения болезни, подобрать и назначить лекарственную терапию, использовать методы немедикаментозного лечения, провести реабилитационные мероприятия при заболеваниях челюстно-лицевой области;
- выявлять жизнеопасные нарушения и оказывать при неотложных состояниях первую помощь пострадавшим в очагах поражения в чрезвычайных ситуациях;
- проводить с больными и их родственниками профилактические мероприятия по повышению сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внешней среды; пропагандировать здоровый образ жизни;
- вести медицинскую документацию различного характера в стоматологических амбулаторно-поликлинических и стационарных учреждениях;
- проводить работу по пропаганде стоматологического здоровья, направленную на предупреждение наследственных и врожденных заболеваний;
- определять по рентгенограмме наличие перелома и вывиха, свободного газа в брюшной полости; гидро- и пневмоторакса и пр.;
- оценивать результаты лучевой и ультразвуковой диагностики, используемые в стоматологической практике;
- разработать оптимальную тактику лечения стоматологической патологии у детей и взрослых с учетом общесоматического заболевания и дальнейшей реабилитации пациента;
- сформулировать показания к избранному методу лечения с учетом этиотропных и патогенных средств;
- определить состояние, требующее неотложной стоматологической и медицинской помощи, выходящей за рамки компетенции стоматолога общей практики, и немедленно обратится к соответствующим специалистам;
- обосновать фармакотерапию у конкретного больного при основных патологических синдромах и неотложных состояниях, определять способы введения, режим и дозу лекарственных препаратов; оценить эффективность и безопасность проводимого лечения;
- использовать методы первичной и вторичной профилактики (на основе доказательной медицины), устанавливать причинно-следственные связи изменений состояния здоровья (в том числе стоматологического) от воздействия факторов среды обитания;
- оказать неотложную помощь при родах;
- применять методы асептики и антисептики, медицинский инструментарий, медикаментозные средства в лабораторно-диагностических и лечебных целях;
- осуществлять приемы реанимации и первой помощи при остановке сердца, анафилактическом шоке, закупорке верхних дыхательных путей, коллапсе, вазовагальной атаке, эпилептическом припадке, кровоизлиянии/кровотечении, вдыхании и проглатывании чужеродных тел, гипогликемии, диабетической коме или других экстренных ситуациях, которые могут иметь место в стоматологической практике;
- осуществлять подготовку пораженных лиц при чрезвычайных ситуациях, для обеспечения эффективной деятельности специализированных и медицинских служб;
- проводить профилактику и лечение пациентов с болезнями твердых тканей зубов, пульпы и периапикальных тканей, пародонта, слизистой оболочки рта и при необходимости направлять пациента к соответствующим специалистам;
- проводить несложное эндодонтическое лечение однокорневых и многокорневых зубов у детей и взрослых;
- проводить диагностику и лечение пациента с острыми инфекционными заболеваниями полости рта, со смертельно опасными заболеваниями полости рта, и при необходимости направить его к соответствующим специалистам;
- проводить малотравматичное хирургическое вмешательство у пациентов любого возраста, включая удаление зуба и корня, небольшие хирургические операции на мягких тканях, назначение лекарственных препаратов для закрепления результатов лечения;
- проводить лечение и профилактику кариеса, некариозных поражений твердых тканей зубов, с использованием методов эстетической реставрации зубов;
- сделать диагностический оттиск, зафиксировать припуск при помощи окклюзионных валиков, отлить модель;
- проводить одонтопрепарирование, контролировать лабораторное изготовление коронки, мостовидных протезов, частичных и полные съемных протезов, а также произвести их коррекцию; выполнить непрямую реставрацию коронки зуба;
- выявлять клинические признаки острой и хронической черепно-лицевой боли соматического, нейрогенного и психогенного происхождения;
- вправить вывих височно-нижнечелюстного сустава;
- проводить избирательную пришлифовку зубов при травматической окклюзии;
- выполнить вскрытие, обработку и дренирование субпериостального абсцесса;
- работать со стоматологическими инструментами, материалами, средствами, и аппаратурой.

Врач-стоматолог должен владеть:
- методами ведения медицинской учетно-отчетной документации в медицинских организациях;
- оценками состояния стоматологического здоровья населения различных возрастно-половых групп;
- методами общего клинического обследования детей и взрослых;
- клиническими методами обследованиями челюстно-лицевой области;
- методами интерпретации результатов лабораторных, инструментальных методов диагностики у пациентов разного возраста;
- методами предварительного диагноза пациентам и при необходимости с последующим направлением их на дополнительное обследование и к врачам-специалистам; алгоритм постановки развернутого клинического диагноза больным;
- техникой антропометрии, термометрии, транспортировки больных, кормления больных, измерения АД, подсчет частоты сердечных сокращений (ЧСС) и частоты дыхательных движений (ЧДД), измерение суточного диуреза, введение лекарств, сбора биологического материала для лабораторных исследований;
- мануальными навыками в консервативной, оперативной и восстановительной стоматологии;
- методикой чтения различных видов рентгенограмм;
- методами организации первичной профилактики стоматологических заболеваний в любой возрастной группе, формирования мотивации к поддержанию стоматологического здоровья отдельных лиц, семей и общества, в том числе, к отказу от вредных привычек, влияющих на состояние полости рта;
- определением стоматологических индексов;
- методами инфильтрационной и проводниковой анестезии в полости рта для проведения терапевтического, хирургического, ортопедического и ортодонтического лечения, устранения возможных осложнений при проведении анестезии у детей и взрослых;
- методами диагностики и лечения кариеса, болезней пульпы и периодонта, заболеваний пародонта и слизистой рта у детей и взрослых в соответствии с нормативными документами ведения пациентов;
- проведением несложного удаления зубов и малотравматичных хирургических вмешательств у детей и взрослых;
- остановкой кровотечения после удаления зуба у детей и взрослых;
- методами комплексной терапии и реабилитации пациентов со стоматологическими заболеваниями с учетом общего состояния организма и наличия сопутствующей патологии;
- методами диагностики и лечения дефектов и деформации зубных рядов, патологии пародонта, полного отсутствия зубов ортопедическими конструкциями;
- приёмами оказания первой медицинской помощи при травмах челюстно-лицевой области;
- устранением причин хронической травмы слизистой оболочки рта;
- методами диспансеризации в стоматологии у детей и взрослых.

Требуемый уровень образования:
Высшее профессиональное образование по специальности - Стоматология.
Послевузовское - Интернатура по одной из специальностей
По завершении интернатуры врач-интерн сдает квалификационные экзамены и получает соответствующий сертификат по основной специализации общая стоматология, который дает право на самостоятельную врачебную практику и на продолжение образования в ординатуре для углубленного изучения одной из узких специальностей.
Дополнительное профессиональное образование - повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности.

Области применения профессиональных знаний:
- стоматологические кабинеты в поликлиниках;
- стоматологические отделения и кабинеты в больницах;
- специализированные стоматологические поликлиники и больницы;
- частные стоматологические клиники;
- стоматологические кабинеты в детских учреждениях (детских садах, школах, колледжах и т.д.);
- детские оздоровительные лагеря и лагеря отдыха;
- санатории и дома отдыха.

Опыт работы
Врач-выпускник стоматологического вуза может выполнять лечебно-профилактическую работу под контролем сертифицированных специалистов.
Врач-стоматолог с опытом работы может занимать различные должности. Карьерный рост - руководитель структурного подразделения.

Дополнительные материалы по профессии
Врач-стоматолог должен иметь:
- навыки точной манипуляции и ловкость;
- высокий уровень развития концентрации и устойчивости внимания (способность сосредоточиваться на одном объекте при одновременном отвлечении от других и удерживать на нем внимание длительное время, не отвлекаясь);
- способность длительное время заниматься монотонной работой;
- способность анализировать ситуацию и, исходя из этого, строить планы дальнейшего лечения;
- хорошее зрение.
Наряду с этим, врач-стоматолог должен быть:
- терпеливым;
- эмоционально уравновешенным;
- внимательным;
- доброжелательным;
- аккуратным.
Работа зубного врача не рекомендуется людям с заболеваниями:
- нервно - психическими;
- сердечно сосудистыми;
- опорно-двигательного аппарата (особенно нарушение координации движения кистей рук);
- хроническими инфекционными;
- верхних дыхательных путей;
- аллергическими;
- зрительного анализатора.