
Согласно словарю Ожегова, учитель — это лицо, которое кого-либо чему-либо обучает. Осуществляет обучение различным предметам по программам основного общего, среднего (полного) общего образования в общеобразовательных школах и других учебных заведениях. Если раньше это понятие вызывало лишь одну ассоциацию: школа, то сегодня рамки профессии расширены. Учителя передают нам знания в вузах, курсах английского языка, учат различным бизнес наукам как бизнес-тренеры, коучи, работают над нашей пластикой на занятиях по йоге и танцам. Когда-то давно, когда разделения труда не существовало, учителями становились все старшие, наиболее опытные представители племени/общины. При переходе к разделению труда, учителями становились люди, практиковавшие то или иное ремесло и передававшие тот или иной навык/знание. И лишь в 18 — 19 веках, преподавание как официально признанная профессия стало массовым явлением в Европе и во всём мире. На первый взгляд, кажется, что деятельность учителя должна резко различаться в зависимости от того, что именно он преподает. Однако, как показывает ряд исследований, в реальности эти различия не столь уж велики, в первую очередь человек остается учителем, а уж во вторую становится школьным «физиком», «историком» или «литератором». Зато велика специфика деятельности учителя в зависимости от возраста учеников. В начальной школе он (или, гораздо чаще, она) - буквально «вторая мама», в первую очередь, воспитывающая учеников и удовлетворяющая их эмоциональные потребности, а уже потом - передающая знания. К старшим же классам учитель становится, в первую очередь, информатором, и ученики вполне обоснованно ожидают, что он в первую очередь научит их, а уж потом будет воспитывать или заботиться об их эмоциональных потребностях. Встречающиеся названия профессии: Учитель (наименование дисциплины - например, русский язык и литература), Преподаватель в средней школе, Педагог Средства труда (основные применяемые виды оборудования и технологий): используется средства организации традиционного урока, в том числе учебные и методические планы, учебные и методические пособия, книги, демонстрационные материалы, дидактический раздаточный материал, карты, схемы, макеты, таблицы, оборудование для лабораторных работ, средства труда в учебных мастерских, контрольно-учетная документация (журнал), телевидеоаппаратура, персональные компьютеры и др. Условия труда Для учителей законодательством установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, предоставляется ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск. Особенности труда и деятельности учителя сельской школы определяются своеобразием общественных отношений на селе, уклада жизни и производственной деятельности сельского населения. К факторам, затрудняющим организацию педагогического процесса в сельской школе, следует отнести малокомплектность большинства сельских школ. Место работы и карьера: Работают учителя, наряду со школами, гимназиями и лицеями, в учреждениях начального и среднего профессионального образования (ПТУ, училища, колледжи, техникумы). Востребованы они и в учреждениях дополнительного образования: различных кружках, секциях и т. п. Словосочетание «карьера учителя» не очень привычно в русском языке. Перспективы карьерного роста этих специалистов связаны, прежде всего, с повышением уровня своего педагогического мастерства, победой в конкурсах профессиональных достижений, подготовкой успешных учеников (например, весьма почетным считается подготовить победителей предметных Олимпиад). Возможности для административного и материального роста не очень велики. Так, иногда учителя становятся завучами или директорами школ, переходят на управленческую работу в органы образования или становятся владельцами собственного бизнеса, направленного на оказание образовательных услуг.