Авиационный механик – специалист по ремонту и техническому обслуживанию летательных аппаратов и авиационных двигателей.
Его главная обязанность – поддержание самолётов и вертолётов в состоянии лётной годности. Он выявляет и устраняет неисправности, проводя мелкий текущий ремонт.
Авиамеханики работают в трех основных направлениях:
- авиационная электроника, двигатели и системы управления полетом;
- системы кондиционирования и гидравлики;
- остальные системы (в частности, система удаления отходов).
Поэтому авиационный механик – это название целой группы специальностей.
Авиамеханики в гражданской авиации:
- Авиационный механик (техник) по планеру и двигателям
- Авиационный механик (техник) по приборам и электрооборудованию
- Авиационный механик (техник) по радиооборудованию.
Авиамеханики в вооруженных силах (ВВС):
- Авиационный механик по эксплуатации и ремонту планера и двигательных установок летательных аппаратов;
- Авиационный механик по эксплуатации и ремонту авиационного вооружения;
- Авиационный механик по эксплуатации и ремонту радиотехнического, радиоэлектронного, радиосвязного и противолодочного поисково-прицельного оборудования;
- Авиационный механик по эксплуатации и ремонту авиационного оборудования.
Категории персонала и ответственность
Категория A — Механик, ответственный за сертификацию по проведению оперативного техобслуживания.
Категория B — техник, ответственный за сертификацию по оперативному техобслуживанию:
Категория C — инженер, ответственный за сертификацию по базовому техобслуживанию;
Категория BS1(2) — вспомогательный персонал B1 и B2 — вспомогательный персонал по базовому техобслуживанию;
Категория D — техник, ответственный за сертификацию специалистов отдела неразрушающего контроля (услуги специалистов).
В среднем, на час полёта самолёта требуется 30-50 человеко-часов работы (иногда и более 100 ч/ч) наземного персонала. На пассажирских (коммерческих) самолётах трудозатраты существенно меньше, чем в военной авиации.
В военной авиации
Инженерно-технический состав (ИТС) авиации ВС РФ делится в основном на две основные категории.
Первая категория — это обслуживающий персонал авиационных эскадрилий (АЭ), выполняющий формы и виды подготовок авиатехники (АТ) к полётам и боевому применению.
Вторая категория ИТС выполняет тяжелые формы обслуживания в Технико-эксплуатационной части (ТЭЧ) АТ — регламентные работы (РР), которые производятся по календарным срокам или по налёту воздушного судна, а также замену авиационных двигателей и эксплуатационный (войсковой) ремонт бортового оборудования, а также в ряде случаев и капитально-восстановительное обслуживание (КВО).
При этом в эскадрилье принято деление техсостава на "экипажников" и "группачей". Первые прикреплены к своему летательному аппарату и просто фактически отвечают за его техсостояние, тогда как вторые работают на всех самолётах своей эскадрильи по своей специальности (или режутся в домино или нарды).
Все без исключения работы на воздушном судне производятся по разработанным и утверждённым маршрутно-технологическим картам (МТК), в соответствии с Регламентом технической эксплуатации (РТЭ) данного типа ВС. Весь технический персонал имеет допуска по перечню пунктов техобслуживания, в соответствии с занимаемой должностью (а значит и уровнем образования, подготовки и опытом работы). Каждый исполнитель работ в обязательном порядке контролируется старшим техником группы, старшим расчёта (при комплексных проверках), начальником группы или инженером по специальности. Наиболее сложные работы выполняются лично начальниками групп и инженерами. Обо всех произведённых работах делаются соответствующие записи в документации и ставятся подписи исполнителя и контролирующего.
Места работы: авиамеханики работают в аэропортах и ремонтных мастерских. Рабочим местом автомеханика может быть как ангар, так и лётное поле.
При подготовке использован материал ПрофГид: список профессий и их описание
Категория A — механик, ответственный за сертификацию по оперативному техобслуживанию, вправе:
· выполнять повседневное оперативное техобслуживание и подписывать соответствующие документы;
· сертифицировать выполняемую работу (выдавать Сертификат на выполнение техобслуживания — Certificate of Release to Service);
· решать типовые задачи, разрешенные после проведения соответствующего целевого обучения, выполняются механиком, ответственным за сертификацию по оперативному техобслуживанию с целью выдачи Сертификата на проведение техобслуживания воздушных судов согласно EASA-145.A.50 как часть менее значимого запланированного оперативного техобслуживания, включая еженедельную проверку, предусмотренную в программе техобслуживания, утвержденной операторами, а также простое устранение недостатков, что предусматривает следующее:
· замену колес
· замену тормозных систем.
· замену аварийно-спасательного оборудования.
· замену духовок, кипятильников и приборов для приготовления напитков.
· замену системы внутреннего и внешнего освещения, ламп накала и люминесцентных ламп.
· замену щеток стеклоочистителей ветровых окон.
· замену сидений для пассажиров и обслуживающего персонала, а также ремней безопасности.
· закрытие обтекателей и ремонт смотровых панелей быстрого доступа.
· замену компонентов туалетной системы, кроме вентилей.
· несложный ремонт и замену дверец внутренних отсеков и шкафчиков, кроме дверец, образующих часть структуры давления.
· несложный ремонт и замену дверец верхних отсеков для хранения и оснащения салона.
· замену статических фитилей.
· замену основных, аварийных батарей и батарей вспомогательных силовых установок воздушных судов.
· замену компонентов полетной радио музыкальной системы, кроме системы громкой связи (public address).
· повседневную смазку и подпитку всех системных жидкостей и газов.
Категория B — техник, ответственный за сертификацию по оперативному техобслуживанию (B1- механик, B2-специалист по авиационной электронике), вправе:
· выдавать Сертификат на проведение оперативного техобслуживания конструкций воздушных судов, блоков питания, механических и электросистем (Категория B1), или авиационной электроники и электросистем (категория B2);
· сертифицировать работу, выполняемую другими (работа в качестве супервайзора, обычно это относится к персоналу, ответственному за сертификацию по Категории «A», выполняющему свои обязанности вне условий своих преимущественных прав на сертификацию);
Категория BS1, BS2 — вспомогательный персонал — вспомогательный персонал BS1 и BS2, занятый проведением базового техобслуживания, отвечает за выполнение всех соответствующих задач и или проверок, а также сертификации согласно установленному стандарту перед тем, как персонал, ответственный за сертификацию по Категории C, выпустит сертификат на проведение техобслуживания.
Категория C — инженер, ответственный за сертификацию по базовому техобслуживанию, вправе выдавать Сертификат на проведение техобслуживания после выполнения базового техобслуживания воздушного судна.
Категория D1 — техник, ответственный за сертификацию по неразрушающему контролю (уровень 2), вправе:
· выполнять неразрушающий контроль воздушных судов / компонентов
· сертифицировать работу, выполняемую техником по неразрушающему контролю (уровень 1)
· выдавать Форму 1 EASA после техобслуживания воздушных судов / компонентов с использованием неразрушающего контроля.
Наиболее сложные работы выполняются лично начальниками групп и инженерами. Обо всех произведённых работах делаются соответствующие записи в документации и ставятся подписи исполнителя и контролирующего.
В военной авиации: инженерно-технический состав (ИТС) авиации ВС РФ делится в основном на две основные категории.
Первая категория — это обслуживающий персонал авиационных эскадрилий (АЭ), выполняющий формы и виды подготовок авиатехники (АТ) к полётам и боевому применению. Как правило, существуют: предварительная подготовка, предполётная подготовка, подготовка к повторному вылету, послеполётная подготовка. Также ИТС АЭ выполняет периодические и контрольные осмотры, работы по хранению и парковые дни.
Вторая категория ИТС выполняет тяжелые формы обслуживания в Технико-эксплуатационной части (ТЭЧ) АТ — регламентные работы (РР), которые производятся по календарным срокам или по налёту воздушного судна, а также замену авиационных двигателей и эксплуатационный (войсковой) ремонт бортового оборудования, а также в ряде случаев и капитально-восстановительное обслуживание (КВО). Специалисты ТЭЧ имеют допуска на все виды подготовок и работ на АТ, специалисты АЭ не имеют допусков к периодическому обслуживанию АТ и ремонтным работам. Подразделения, занимающиеся обслуживанием и подготовкой авиационных средств поражения (АСП), также комплектуются авиационными специалистами, хотя служба и работа в этих подразделениях сильно отличается от службы и работы в АЭ (ближе к общевойсковым подразделениям).
Также в военной авиации принята групповая штатная структура ИТС, с узкой специализацией. Например, специалисты по радиоэлектронному оборудованию (РЭО) в дальнебомбардировочном полку могут разделяться на группы по эксплуатации радиотехнического оборудования (РТО), связного и радионавигационного оборудования (РСНО), аппаратуры наведения (РТАН), аппаратуры радиоэлектронной борьбы (РЭБ). В ТЭЧ, как правило, специалисты групп имеют ещё более узкую специализацию. Типовая группа авиационных специалистов ИАС может состоять: из начальника группы, являющегося командиром для всего л/с и осуществляющего общее руководство, инженера (-ов), старших авиатехников, техников, старших механиков, механиков, в ряде случаев - слесарей, электриков, токарей, радиомехаников, монтажников, механиков-водителей и т.д. - штатная структура групп тщательно разрабатывается и утверждается на каждый тип авиатехники.
За каждым воздушным судном закреплён технический экипаж во главе с техником (старшим техником) самолёта (или вертолёта). Данное должностное лицо фактически отвечает за техническое состояние вверенного летательного аппарата, лично выполняет большой объём работ и контролирует весь технический персонал, работающий на самолёте, ведёт эксплуатационную документацию данного ВС. Старший техник самолёта (широко применяется сокращённое название — стартех) выпускает в полёт и встречает из полёта свой летательный аппарат. Вероятно, что это наиболее ответственная и хлопотная должность в военной авиации. В процессе реформы ВС РФ, более известной как «новый облик армии» должность старшего техника самолёта переименовали в «инженер авиационного комплекса», но сущность и объём работы (и получка) от смены названия не изменилась
Важные качества
Авиамеханику необходимы хороший глазомер, хороший слух, развитое наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, хорошая память, умение концентрировать внимание, наблюдательность, быстрая реакция. А также дисциплинированность, терпеливость, исполнительность, аккуратность, физическая выносливость.
В некоторых случаях авиамеханику приходится работать с химикатами, поэтому очень важно не иметь аллергических заболеваний.
Для ремонта планера требуется значительная физическая сила и выносливость, поэтому женщины на таких должностях не служат. В то же время, армейских специалистов этого профиля обучают непосредственно в части, т.к. предварительная профессиональная подготовка для этого не требуется.
Для специалистов остальных групп важны не столько физические данные, сколько профессиональная подготовленность (средне профессиональное образование).
Знания и навыки
Авиационный механик должен знать основные технические данные и конструкцию летательных аппаратов, которые он обслуживает, понимать устройство их двигателей и принципы работы основных технических узлов. А также правила технической эксплуатации, документацию и технологию технического обслуживания машин, с которыми работает. Например, он должен знать технологию снятия и установки двигателя, правила установки и регулировки основных узлов и агрегатов, иметь представление о характерных неисправностях. И конечно, он должен уметь устранять эти неисправности и проводить регулировку. А если необходимо, подготовить демонтаж двигателя и др. систем и провести их комплектование и консервацию.
Образование: авиамехаников готовят авиационные училища, колледжи, техникумы.
Чтобы получить квалификацию «инженер-механик», требуется окончить вуз.
До недавнего времени в ВС РФ авиатехников готовили в средних и высших военных учебных заведениях (ВАТУ и ВАИУ), с присвоением звания «лейтенант», и в школах техников, с присвоением звания «прапорщик». Как правило, все молодые специалисты первоначально работают в качестве авиационных техников, по непосредственному обслуживанию воздушных судов. В дальнейшем инженерное образование позволяет занимать руководящие должности в структуре инженерно-авиационной службы (ИАС).
Для получения допуска на обслуживание самолетов западного производства необходимо знать методы работы при обслуживании западной техники, требования, предъявляемые к персоналу, деление персонала с присвоением соответствующих полномочий.